Женщины иконы

Белый лебедь Большого театра

Майя Плисецкая - одна из самых легендарных балерин XX века, символ русского балета и культурного наследия. Она оставила глубокий след не только в мире искусства, но и в сердцах миллионов людей по всему миру.

  

WOSK1147 приглашает вас совершить экскурсию в историю величайшего периода Большого театра и почтить память той, кто стала одной из главный прим русского балета!

  

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье интеллигенции, которая связана с искусством и театром. Уже с детства её жизнь была наполнена творчеством, однако детство Майи было непростым, полным трагических событий и испытаний, которые повлияли на её характер и будущую карьеру…

  

Её отец, Михаил Плисецкий, был инженером и дипломатом, а мать, Рахиль Мессерер, была актрисой немого кино. Майя росла в семье, где ценили культуру и искусство: её дядя Асаф Мессерер был выдающимся танцовщиком и педагогом, а тётя Суламифь Мессерер — известной балериной Большого театра.

  

Семью Плисецкой настигли репрессии: в 1937 году её отца арестовали, обвинив в шпионаже, и вскоре расстреляли. Для семьи это стало огромной трагедией. Вскоре после этого её мать сослали в Казахстан как жену «врага народа». Майе было всего 11 лет, и это тяжёлое событие оставило глубокий след на её душе. Её младшего брата Алексея отправили в детский дом, а саму Майю взяла под опеку тётя Суламифь Мессерер, которая сыграла важную роль в её воспитании и становлении как личности.

  

С раннего возраста Майя проявляла интерес к балету. Она поступила в Московское хореографическое училище, и её тётя, будучи балериной, поддерживала её стремление развиваться в этом искусстве. Юная Майя выделялась невероятной гибкостью и природной грацией, несмотря на болезненные переживания и непростые условия жизни. Талант и трудолюбие Плисецкой позволили ей не только преодолеть трудности, но и стать одной из самых ярких учениц.

  

Жизненные невзгоды закалили Майю, сделав её независимой и сильной. Пройдя через такие сложные испытания в детстве, она научилась отстаивать своё мнение, что позже помогло ей в балетной карьере.

  

В училище Майя обучалась у лучших педагогов своего времени. Вскоре после окончания училища она стала солисткой Большого театра.

  

Оглушительный успех и признание зрителей помогли Плисецкой навсегда вписать свое имя в историю русской культуры. Но, что особенно выделяло Майю среди не менее талантливых балерин?

  

Конечно же, Плисецкая известна своим уникальным стилем, техничностью и невероятной выразительностью движений. Одной из её самых знаменитых ролей стала партия Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». Её интерпретация этого образа, а также эмоциональность и драматизм, которые она вносила в танец, привели к тому, что балетная публика увидела «Лебединое озеро» в новом свете.

  

Впоследствии «Лебединое озеро» станет главным балетом Майи, а станцевала она его более восьмисот раз на протяжении тридцати лет. Так она объехала весь мир. Спроси любого иностранца того времени о «Лебедином озере», он ответит - Майя Плисецкая. 

  

Да, были и другие прекрасные спектакли в постановках самых прославленных хореографов мира, были и собственные, очень удачные балеты, в которые она вложила весь свой талант, всю душу - о них мы расскажем позже, но, все же, в историю она вошла именно своим необыкновенным исполнением «Лебединого озера».

  

Станцевать Одетту и Одиллию - она мечтала об этом. Еще в школе, девочкой, затаив дыхание, смотрела она «Лебединое озеро» Марины Семеновой. Ее глубоко волновала мелодическая тема лебедей, поэтический музыкальный портрет Одетты и резко противопоставленная ему характеристика Одиллии.

  

Эта сложная партия требовала не только технически совершенного исполнения, но и глубокой драматической выразительности: зачарованная, трогательная и поэтическая девушка - то лебедь, то человек - Одетта первого акта; коварная, обольстительная Одиллия, лишь какими-то неуловимыми чертами похожая на нее; наконец, Одетта, познавшая страдание.

  

Музыкальная драматургия «Лебединого озера» обязывает балерину показать развитие характера Одетты - от пробуждения первой любви к страстному признанию, от бурного нарастания чувств к трагической теме последнего акта и полному успокоения финалу.

  

Нет для балерины труднее балета, чем «Лебединое озеро» - он требует безупречного владения всеми элементами, составляющими искусство классического танца. Он очень труден не только в техническом отношении, но и просто физически, так как неопытные танцовщицы, не умеющие распределить свои силы в трех очень напряженных актах, быстро теряют дыхание.

  

К моменту начала работы над «Лебединым озером» Плисецкая достигла той высшей ступени виртуозности когда техника танца, само исполнение его становится легким, непринужденным, свободным, когда балерина, подчинившая себе технику, может сосредоточиться на лепке образа.

  

Ее исполнение - полное слияние хореографии, музыки и драматической игры. Она никого не копирует. У нее свой собственный артистический почерк. Она создает собственный, оригинальный образ. С большим искусством использует на сцене свои природные данные: своеобразные линии танцевальных движений, радующие необычной красотой, большой шаг, стремительный и высокий прыжок, пластичность, выразительность рук.

  

Исполнение ее отличалось чистотой и законченностью формы. Поражали ее почти скульптурные остановки, исключительная устойчивость. Изящная четкость мелких, кружевных движений сочеталась с чистотой и силой пируэтов, удивительной широтой и пластичностью больших туров по кругу. Движения как бы переливались одно в другое, создавая кантилену танца. Казалось, трудностей для балерины не существовало, наоборот, в трудном она находила особое упоение, танцевала еще непринужденнее и легче.

  

С каждым спектаклем она усложняла задачи: если в вариации третьего акта обычно делается два пируэта, то она вскоре стала делать вместо двух - четыре. Обладая исключительной устойчивостью, она не раз подолгу задерживалась в позе арабеска в вариации второго акта. На первом спектакле, по традиции, сделала в коде па-де-де третьего акта тридцать два фуэте, начав и закончив их двумя пируэтами. Но это маловыразительное само по себе движение не представляло для нее особого интереса. Более того, в «Лебедином озере» фуэте казалось ей неуместным. По традиции русских балерин, вносивших, как, например, А.Я.Ваганова, свое, индивидуальное, в данную коду, она стала исполнять на эту музыку комбинацию более интересных вращений: чередование двух туров пике и шене. Технический рисунок ее танца сливался с музыкальным рисунком, и образ от этого приобретал особую законченность и глубину. Даже однотипные па, эти "слоги", из которых составляется язык классического танца, в каждом отдельном случае несли другое смысловое значение, играли по-разному в различных эмоциональных состояниях.

  

С ростом мастерства танец все больше наполнялся содержанием музыки, отражая все оттенки музыкальных характеристик. Он стал еще более эмоциональным, свободным, плавным, льющимся, и благодаря этому свойственная ему кантилена приобрела еще большую напевность. Менялся с годами и сам облик Плисецкой - в ней появилась величественная скульптурность, исключительная пластическая красота самих линий, статность, поражавшая тех, кто знал когда-то в школе талантливого подростка.

  

Постепенно менялась, углубляясь, трактовка образов, в особенности «белой» партии - Одетты. Олицетворяя силу добра и справедливости, ее Одетта боролась за свое счастье, противостояла злу, не поддаваясь ему даже тогда, когда ей грозила гибель. И если сначала образ был лирически спокойным, то постепенно он усложнялся…

  

«Это - не лирическая, а драматическая роль, а "Лебединое озеро" - это драма» - утверждает Майя.

  

И не случайно драматически, почти трагически звучит образ Одетты в ее исполнении. Он стал возвышенным, патетическим, и сила его от этого неизмеримо возросла.

Кульминация партии Одетты - это, конечно, большое лирико-романтическое адажио второго акта. Здесь вся музыка - каденции арфы, которыми начинается адажио, певучий дуэт скрипки и вторящей ей виолончели, тончайшая разработка музыкальной темы - говорит о том, что происходит в душе зачарованной Одетты, лишь постепенно сбрасывающей колдовские чары, чтобы познать человеческое чувство любви.

Плисецкая подчеркивает, что Одетта - именно заколдованная девушка. Пусть руки Одетты - ее девичьи, мягкие руки - превращены в лебединые крылья, пусть они парят и трепещут помимо ее воли, она - человек, а не птица. И по мере развития музыкальной темы искреннего, по-девичьи нежного монолога Одетты Плисецкая вскрывает в образном танце богатство человеческой души.

«Умирающий лебедь» - пожалуй, самый известный номер Майи Плисецкой. Впервые она исполнила его во время Великой Отечественной войны, когда с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. Тетя Суламифь изменила оригинальную хореографию Михаила Фокина специально - чтобы показать безупречную технику и пластичность рук Майи. Последний раз «Умирающего лебедя» балерина танцевала в 75 лет - это настоящий рекорд для Книги Гиннесса.

  

Помимо этого, Плисецкая исполнила множество запоминающихся ролей в таких балетах, как «Раймонда», «Дон Кихот», «Кармен-сюита» и других.

  

«Кармен-сюита», поставленная для неё кубинским хореографом Альберто Алонсо на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина, стала одной из самых знаменитых постановок Плисецкой. Эта партия позволила ей раскрыть не только технический потенциал, но и невероятное сценическое обаяние, экспрессию и эмоциональную мощь. Её Кармен воплотила в себе сложный и страстный образ, бросив вызов традиционным представлениям о женском образе в балете.

  

Майя Плисецкая также оказала влияние на развитие хореографии, так как, будучи балериной и хореографом, она экспериментировала с новыми формами и стилями. Её новаторские работы и стремление к самовыражению часто сталкивались с непониманием, но это лишь усилило её решимость двигаться дальше и быть верной себе.

  

Её вклад в мировую культуру был признан многочисленными наградами и почетными званиями. Плисецкая стала первой женщиной-балериной, которой присвоили звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, она обладатель множества других премий, таких как орден Почётного легиона Франции, а также премии «Приз Бенуа» за выдающиеся достижения в балете.

  

Этот дружественный тандем длился много лет и подарил Майе ключ к миру моды и сердцу Парижа!

  

Две музы были неразлучны, но не обходилось и без мелких ссор. Плисецкая зачастую подшучивала над Брик, но дружба была все же превыше всего. Даже праздники стали частью этой большой звездной семьи.

  

Плисецкая и Брик постоянно дарили друг другу дорогостоящие подарки. Это были парфюм от известных брендов, музыкальные пластинки, книги именитых писателей, которых было не достать простому обывателю.

  

Традиции стали основой их дружеских отношений. Плисецкая ни разу не сменила парфюм за свою жизнь: ей нравилось то, что Брик подбирала именно для нее.

  

Благодаря Лили Брик, Плисецкая познакомилась с одним из великих дизайнеров ХХ века - Ив Сен Лораном…

  

Балерина произвела впечатление на Сен-Лорана и даже вдохновила его на создание нежно-розового полупрозрачного платья для балета «Гибель розы», поставленного Роланом Пити. Плисецкая выступила в нем в 1973-м.

  

Следующим этапом в индустрии моды стало знакомство Майи с Пьером Карденом - так Плисецкая стала его главной музой, а он - главным дизайнером в ее жизни. .

  

Их сотворчество началось в 1971-м, во время турне Майи по Франции, и длились 45 лет. За это время дизайнер успел создать более ста костюмов для балерины. На фото Плисецкая демонстрирует новую коллекцию Кардена в качестве модели.

  

Майя Плисецкая блистала не только на сценах главных мировых театров, а также украшала обложки культового журнала мод Vogue: в объективе Сесила Битона для Vogue US (1964).

  

Шестидесятые стали одним из самых насыщенных периодов в карьере балерины - до этой съемки она побывала на гастролях в Англии, Италии, дважды во Франции и Америке. В одной из поездок ее и запечатлел Сесил Битон.

  

В 1966-м Плисецкая в третий раз оказалась с гастролями в Нью-Йорке. Тогда Ричард Аведон и сделал самую культовую серию фотографий балерины для Vogue. Часть снимков - в образе с перьями, другая - с пышной прической и в движении.

  

Её невероятная карьера продолжалась более полувека, и даже в зрелом возрасте она продолжала выступать на сцене и очаровывать зрителей. .

  

Личная жизнь Примы сложилась удачно, она обрела любовь, хоть и со второй попытки…

  

В 1958 году 33-летняя Майя Плисецкая стала женой композитора Родиона Щедрина. За два года до этого она уже побывала замужем, но брак с юным солистом балета Марисом Лиепой, который был моложе нее самой на 11 лет, продержался всего три месяца, после пара распалась.

  

С Щедриным балерина уже была знакома, они несколько раз виделись у общих друзей, но после того, как молодой композитор побывал на ее репетиции, он был покорен, восхищен, и события стали развиваться стремительно. В тот же вечер они гуляли по городу, и начали встречаться. А летом, когда труппа вновь уехала на зарубежные гастроли, Майя Плисецкая тайком отправилась в Карелию, где в Доме отдыха под Сортавалой ее ждал Щедрин.

  

А осенью они поженились. И всю жизнь до самого преклонного возраста жили душа в душу. Детей у пары не было, поскольку Майя Плисецкая хотела всецело посвятить себя балету. Семья Щедрина и Плисецкой соединила двух талантливейших творцов и стала одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР

  

В январе 1990 года она танцевала свой последний балет на сцене Большого театра – «Даму с собачкой». После этого из-за разногласий с руководством театра она ушла из него. Но продолжала сотрудничество со многими выдающимися хореографами мира, Майя Плисецкая сотрудничала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети и Михаилом Барышниковым.

  

Помимо балета, Плисецкая снялась в 12 художественных фильмах, а также во множестве документальных кинолент для отечественного и зарубежного телевидения. Также она написала две книги и возглавила множество конкурсных балетных проектов.

  

На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий – отечественных и зарубежных.

  

Свои последние десять лет великая балерина вместе с мужем жила в Германии.

  

Майя Плисецкая была не просто балериной - она была настоящей революционеркой в искусстве, женщиной с непреклонной силой воли и уникальным чувством стиля. Её жизнь и творчество вдохновляют поколения танцоров, артистов и просто тех, кто ценит красоту и искусство. Плисецкая - символ целой эпохи и величайшая фигура в истории балета, чей талант и новаторство останутся в памяти навсегда.

  

Майя Плисецкая скончалась 2 мая 201 года на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета и огромное наследие в виде видеозаписей, книг и бесценного культурного вклада.