Журнал / наука
наука

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) - это философия и наука, которая стремится создать компьютерные системы, способные выполнять задачи, требующие интеллектуальной активности. В последние десятилетия ИИ проделал огромный путь развития, и его влияние на нашу жизнь становится все более заметным. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые открытия, вызовы и перспективы, связанные с искусственным интеллектом.

  

Начало создания искусственного интеллекта уходит своими корнями в середину XX века. Изначально исследователи ставили перед собой целью создать компьютерные системы, способные имитировать интеллектуальные возможности человека. Первые шаги в этом направлении были сделаны благодаря разработке алгоритмов и программ, которые позволяли компьютерам решать некоторые задачи на основе логических правил.

  

Истоки искусственного интеллекта восходят к Алану Тьюрингу, известному британскому математику, логику, криптографу и пионеру компьютерных наук. Его работы оказали большое влияние на развитие теории вычислений и искусственного интеллекта.

  

Во время Второй мировой войны Тьюринг возглавил команду в Блетчли Парк, британском центре по разгадыванию шифров. Он разработал электромеханическую машину "Бомба", которая помогла разгадывать шифры немецкой машины Энигма. Это имело огромное значение для успешного противостояния нацистской Германии.

  

Тьюринг также знаменит своим вкладом в область искусственного интеллекта. Он сформулировал "тест Тьюринга" в 1950 году, предлагая критерий определения, может ли машина проявлять интеллект, сравнимый с человеком. Этот тест стал важным понятием в развитии ИИ.

  

Несмотря на свои великие научные достижения, Тьюринг столкнулся с преследованиями в связи с его гомосексуальностью, которая в то время была противозаконной в Великобритании. В 1952 году его арестовали и осудили за "грубое нарушение общественной морали". В результате он лишился работы и подвергся химической кастрации. Тьюринг скончался в 1954 году от отравления цианидом, вероятно, совершив самоубийство.

  

Научное наследие Алана Тьюринга оказало глубокое влияние на развитие компьютерных наук и искусственного интеллекта. Его работа продолжает вдохновлять и исследователей, и инженеров в современном мире.

  

Фильм, который рассказывает историю Алана Тьюринга, называется "Игра в имитацию" и вышел в 2014 году. Фильм режиссера Мортона Тайдума основан на реальных событиях и рассказывает о жизни и достижениях Тьюринга во время Второй мировой войны.

  

"Игра в имитацию" получила положительные отзывы критиков и была номинирована на несколько престижных кинонаград. Бенедикт Камбербэтч был номинирован на Оскар в категории "Лучший актер", а фильм сам получил Оскар в категории "Лучший адаптированный сценарий". Фильм является интересным и эмоциональным погружением в жизнь и работу Алана Тьюринга.

  

Дартмутская конференция по искусственному интеллекту.

  

Дартмутская конференция, проходившая в 1956 году, считается одним из ключевых событий в истории искусственного интеллекта (ИИ). Она состоялась в Колледже Дартмутского университета и собрала ведущих ученых и исследователей, которые разделяли общую цель - создание искусственного интеллекта.

  

На конференции были заложены основные направления и принципы исследования ИИ, которые продолжают влиять на развитие этой области.

  

Дартмутская конференция стала отправной точкой для дальнейших исследований и разработок в области ИИ. Хотя первоначальные ожидания создать ИИ в ближайшее время не были осуществлены, конференция сыграла важную роль в стимулировании и направлении исследований и разработок, которые привели к достижениям, которые мы видим сегодня в области искусственного интеллекта.

  

ELIZA и появление первой диалоговой системы.

  

Эта одна из ранних программ, разработанная Джозефом Вейзенбаумом в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1960-х годах. ELIZA была одной из первых программ, способных имитировать диалог с человеком.

  

ELIZA была создана как "терапевтическая" программа, которая имитировала роль психотерапевта. Она работала на основе простых правил, которые анализировали ввод пользователя и генерировали ответы, используя шаблоны и ключевые слова.

  

Программа использовала технику, называемую "рефлексивным переводом", чтобы повернуть вопросы пользователей обратно к ним. Например, если пользователь написал: "Мне грустно", ELIZA могла ответить: "Почему вы чувствуете себя грустно?". Таким образом, программа пыталась создать впечатление, что она понимает и интересуется проблемами пользователя.

Хотя Eliza была достаточно удивительной на свое время и вызывала эффект разговора с искусственным собеседником, она не обладала истинным пониманием или разумом. Она не имела возможности обучаться или адаптироваться к разным ситуациям. Eliza больше можно отнести к области чат-ботов, чем к полноценному искусственному интеллекту.

  

ELIZA стала важным моментом в истории ИИ, и она вдохновила разработку более сложных и интерактивных систем общения в последующие годы. Ее влияние простирается и на современные чат-боты и виртуальных ассистентов, которые используются для общения с людьми на базе искусственного интеллекта.

В 1970-х годах в области искусственного интеллекта (ИИ) произошел период, который называют "зимой ИИ" (AI winter). Этот период был характеризован снижением финансирования и общего интереса к исследованиям в области ИИ.

  

Несколько факторов привели к возникновению застоя в ИИ.

  

Во-первых,первоначальные обещания ИИ, такие как создание полностью интеллектуальных машин, не были выполнены,что привело к разочарованию и снижению уверенности в долгосрочных перспективах ИИ.

  

Во-вторых, ограничения вычислительной мощности и доступности данных в то время оказались препятствием для развития более сложных и мощных моделей ИИ. Некоторые проекты не смогли достичь ожидаемых результатов из-за ограниченных ресурсов.

  

 Однако, несмотря на застой, некоторые исследователи продолжали работать над развитием ИИ, и застой не был полным и окончательным. В последующие годы интерес к ИИ вновь возрос, и с развитием новых подходов и технологий, таких как глубокое обучение, ИИ снова стал активно развивающейся областью.

  

в период с 1980-х по 1990-е годы был прогресс в развитии искусственного интеллекта , но революция произошла уже в 21 веке.

  

Одни из ключевых аспектов развития ИИ в 21 веке:

  

Возникновение самоуправляемых автомобилей и беспилотных летательных аппаратов (дронов) является важным прорывом в применении ИИ. Системы ИИ используются для распознавания препятствий, принятия решений и управления в реальном времени, что делает автономные транспортные средства реальностью.

  

Например Tesla, автомобильная компания, известна своими инновационными технологиями и использованием искусственного интеллекта в своих автомобилях. 

  

Голосовые помощники, такие как Siri, Alexa, Google Assistant и Cortana, стали широко распространены и представляют собой коммерчески успешные применения ИИ. Они используются для распознавания речи, понимания намерений пользователя и предоставления ответов и услуг на основе контекста

  

Искусственный интеллект играет важную роль в генетике и геномике, помогая улучшить понимание генетических данных и развитие новых методов исследования

  

ИИ используется для анализа огромных объемов генетической информации, полученной в результате секвенирования геномов. Алгоритмы машинного обучения позволяют обнаружить генетические варианты, связанные с заболеваниями, предсказывать риск развития определенных наследственных состояний и помогать в идентификации генетических маркеров, связанных с лекарственной чувствительностью.

  

Искусственный интеллект в искусстве

  

Искусственный интеллект вносит существенный вклад в область искусства. Он может генерировать уникальные произведения искусства, создавать музыку, писать стихи и даже создавать живописные картины. ИИ используется также для разработки новых визуальных эффектов в киноиндустрии и для создания реалистичных персонажей в видеоиграх.

  

в 2021 году нейросеть Botto, созданная на базе искусственного интеллекта, заработала свой первый миллион долларов на продаже картин.

  

Картины Botto

  

картина искусственного интеллекта Edmond Belamy проданная на аукционе Christies за 432 500 долларов

Искусственный интеллект в музыке 

В  2018 году певица Тарин Саутерн выпустила уникальный поп-альбом под названием «I am AI», который стал первым в своем роде. Особенность этого альбома заключается в том, что практически вся его музыка создана с помощью математических алгоритмов искусственного интеллекта. Робот, который занимался написанием музыки, записью инструментов и постпродакшеном, стал ключевым исполнителем проекта.

В январе 2023 Google создала ИИ, который генерирует  музыку по текстовым запросам.

Google представил MusicLM, систему искусственного интеллекта, которая генерирует музыку всех жанров на основе текстовых описаний.Этот проект известен как Magenta, и он включает в себя модели ИИ, способные интерпретировать текстовые запросы, а затем создавать соответствующую музыку.

Сознание искусственного интелекта 

В настоящее время исследователи также приступили к изучению вопросов, связанных с созданием искусственного сознания. Они стремятся понять, каким образом можно создать ИИ, обладающий самосознанием и осознанием окружающего мира. Эта область находится в стадии активного исследования, и ее результаты могут иметь глубокое влияние на будущее ИИ и его взаимодействие с людьми.

Искусственный интеллект в развлекательной индустрии

Искусственный интеллект имеет значительное влияние на развлекательную индустрию. Он способен создавать реалистичные виртуальные миры, разрабатывать персонализированные рекомендации для фильмов, музыки и книг, а также улучшать интерактивность и реалистичность в видеоиграх. Благодаря ИИ мы видим прорывы в области голосового и видео распознавания, а также в создании компьютерных агентов, способных взаимодействовать с пользователем на более глубоком уровне.

"Морган" (2016) - фильм, в котором использовался искусственный интеллект Watson от компании IBM. Используя ИИ, был проведен анализ эмоций персонажей и создан трейлер для данного фильма.

Искусственный интеллект обыгрывает всех в абстрактных играх (Покер,Шахматы,Го)

Матч AlphaGo — Ли Седоль

Игра в го между AlphaGo, компьютерной программой, разработанной британской компанией Google DeepMind, и южнокорейским профессионалом 9-го дана Ли Седолем, которая проходила с 9 по 15 марта 2016 года.

По итогу матча чемпион мира по игре в го завершил карьеру из-за проигрыша искусственному интеллекту

«Когда в го начал играть с искусственным интеллектом, я понял, что никогда не буду на вершине, даже если стану номером один ценой отчаянных усилий. Даже если я стану номером один, останется нечто, что я не смогу победить», — заявил Ли в интервью Yonhap.

Победитель матча получил 1 миллион долларов,после победы AlphaGo компания Google DeepMind объявила, что пожертвует призовые деньги благотворительным организациям, включая ЮНИСЕФ и организации Go.

Искусственный интеллект в покере

Прорыв произошел в 2017 году, когда команда исследователей из Университета Карнеги-Меллон разработала ИИ под названием Libratus, который победил четырех профессиональных игроков в безлимитный холдем в рамках 20-дневного турнира. Libratus использовал алгоритмы машинного обучения и стратегии, разработанные на основе игры с миллионами покерных раздач.

Затем в 2019 году ИИ Pluribus, разработанный командой из Facebook AI и Карнеги-Меллон, смог обыграть пять профессиональных игроков в безлимитный холдем на шесть человек в рамках 12-дневного турнира. Pluribus использовал новые алгоритмы самообучения и стратегии, чтобы адаптироваться к действиям соперников в режиме реального времени.

Искусственный интеллект в шахматах

В 1997 году IBM разработала компьютер DeepBlue, который смог победить чемпиона мира Гарри Каспарова в шахматах. Это был первый раз, когда компьютер победил чемпиона мира по шахматам в классической контрольной партии

Однако, это ошибочное распространненое мнение , что 13 чемпион мира Гарри Каспров проиграл ИИ. Так как DeepBlue использовал комплексную программную систему, основанную на алгоритмах и специально разработанных эвристиках для анализа позиций и выбора ходов в шахматной партии. Он не использовал методы машинного обучения или нейронные сети, которые сейчас ассоциируются с современными ИИ.

Матч искусственного интеллекта против сильнейшей компьютерной программы в шахматах

В 2017 году команда DeepMind провела матч между AlphaZero и Stockfish, одним из самых сильных шахматных движков на тот момент. AlphaZero демонстрировал впечатляющую силу и победил Stockfish со счетом 28 побед, 72 ничьих и ни одного поражения в серии из 100 партий. Это вызвало большой интерес и впечатление в шахматной общественности, так как AlphaZero разработал свои стратегии и стиль игры без каких-либо предварительных знаний или подсказок от человека. Матч показал, что AlphaZero способен превзойти традиционные шахматные движки, использующие классические методы и эвристики. AlphaZero продемонстрировал креативность и новаторский подход к игре, включая стратегии, которые ранее не считались оптимальными с точки зрения классической шахматной теории.

Искусственный интеллект AlphaZero обучался только на основе правил шахмат, играя миллионы партий сам с собой. Используя методы обучения с подкреплением, AlphaZero освоил игру и разработал стратегии и тактику, которые  превзошли сильнейших шахматных программ и чемпионов мира.

Таким образом искусственный интеллект AlphaZero сделал революцию в шахматах.

Подводя итоги....

Искусственный интеллект имеет все большее влияние на жизни людей в различных аспектах,тем не менее и возрастает опасность,это связано с тем, что ИИ может быть обучен для выполнения различных задач, включая создание и распространение вредоносного программного обеспечения.

Джеффри Хинтон,известный канадский ученый в области искусственного интеллекта он является профессором в Университете Торонто и бывшим вице-президентом и старшим научным сотрудником в компании Google.

Почему бывшим?

Ученый-информатик Джеффри Хинтон, известный как "крестный отец" искусственного интеллектав в марте 2023 года ушел с поста вице-президента Google. По словам Хинтона, он пошел на этот шаг, чтобы предупредить человечество об опасностях искусственного интеллекта.

Джеффри Гинтон сообщил Google о своей отставке в прошлом месяце и совсем недавно провел телефонный разговор с генеральным директором компании Google Сундаром Пичаи. Он отказался сообщить подробности этого разговора. Интересно, что он также отказался подписать письмо, приостанавливающее его обучение мощным системам искусственного интеллекта, поскольку не хотел критиковать компанию, в которой все еще работает. Он заявил, что ушел с работы, чтобы свободно говорить об опасностях ИИ, и что он отчасти сожалеет о своем вкладе в этот сектор.

Он считает, что по мере того, как компании совершенствуют свои системы искусственного интеллекта, они становятся все более опасными.

За свои достижения Джеффри Гинтон получил множество наград и признаний. В 2018 году он был награжден премией Тьюринга, которая является самой престижной наградой в области компьютерных наук. Это признание подчеркнуло его вклад в развитие глубокого обучения и его важность для искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект  играет все более важную роль в современном мире и оказывает значительное влияние на различные области человеческой деятельности. Прорывы в области глубокого обучения, нейронных сетей и других техник ИИ открывают новые возможности для автоматизации, оптимизации и решения сложных задач. ИИ демонстрирует потенциал для значительного улучшения производительности и эффективности в различных сферах, включая медицину, транспорт, финансы, производство, образование и многие другие. Он также может привести к появлению новых рабочих мест, изменению бизнес-моделей и трансформации общества в целом.

Будущее ИИ обещает еще большие достижения и новые прорывы. Непрерывное исследование, инновации и сотрудничество между академическими, промышленными и правительственными секторами играют важную роль в развитии ИИ и определении его будущего. Основополагающими принципами должны быть этика, принципиальность и стремление использовать ИИ для блага всего человечества.