Места

Музей-театр «Булгаковский Дом»

…так кто ж ты, наконец?

  

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете «Фауст»

  

Именно так начинается величайший роман Михаила Афанасьевича Булгакова – «Мастер и Маргарита». Последняя работа писателя: над романом Михаил Афанасьев трудился 12 лет, но так и не успел завершить редакцию – писатель скончался в марте 1940 года от тяжелой болезни, поразившей его.

  

Михаил Булгаков родился в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором Киевской духовной академии. Он свободно знал греческий, немецкий, французский, английский языки, читал на старославянском. Мать, Варвара Булгакова, работала учительницей в гимназии, но после свадьбы посвятила себя детям. Будущий писатель был старшим ребенком: позже в семье Булгаковых родились дети Вера, Надежда, Варвара, Николай, Иван и Елена.

  

Образованием детей занималась мать — «светлая королева», как называл ее Михаил Булгаков. Она прививала им любовь к чтению: в доме была большая библиотека.

  

В 1901 году Михаила Булгакова зачислили в самую престижную школу города — Первую Киевскую мужскую гимназию. Учеба давалась ему легко: первый, второй, третий и шестой классы будущий писатель закончил с наградами. Воспитание в гимназии было прогрессивным: к ученикам обращались на «вы» и разрешали высказывать собственное мнение.

  

В 1909 году Михаил Булгаков окончил гимназию и получил аттестат. В июле этого же года он поступил на медицинский факультет Киевского университета.

  

К началу первой Мировой войны Михаил Булгаков учился на четвертом курсе. В 1915 году во время призывной кампании в университете Булгаков записался добровольцем на фронт, однако из-за хронической болезни почек его признали «негодным к несению военной походной службы».

  

В 1916 году Булгаков сдал выпускные экзамены и получил «степень лекаря с отличием». Будущий писатель даже не стал дожидаться торжественного вручения дипломов: он уехал на Юго-западный фронт добровольцем Красного Креста. Однако в сентябре его отозвали. Все опытные врачи ушли на фронт, и в сельских больницах катастрофически не хватало людей. Тогда недавних выпускников медицинских факультетов стали вызывать со службы и распределять по отдаленным деревням. Михаил Булгаков получил назначение в Смоленскую губернию — он стал заведующим и единственным врачом Никольской земской больницы Сычевского уезда.

  

В этот период Булгаков начал писать рассказы о том, что происходило с ним во время работы: «Звездная сыпь», «Полотенце с петухом», «Стальное горло». Позже они вошли в цикл «Записки юного врача».

  

В 1920 году, чтобы избежать очередной мобилизации уже во Владикавказе Булгаков устроился на работу во Владикавказский ревком, где заведовал литературной и театральной секцией. Булгаков отнесся к своим обязанностям ответственно: почти каждый день он организовывал литературные вечера, публичные чтения, лекции по истории культуры. Параллельно ставил на театральной сцене пьесы, которые писал сам. В 1920 году состоялись две премьеры: комедия о бандах времен Гражданской войны «Самооборона» и драма о крахе старых идеалов «Братья Турбины».

  

В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. С апреля следующего года тексты писателя публиковали почти в каждом номере газеты — в этот период вышли юмористические рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни». Булгаков высмеивал мещан, приспособленцев и лгунов. Часто он черпал идеи из записок, которые присылали в редакцию рабочие корреспонденты.

  

Михаил Булгаков все больше времени уделял литературе. В 1923 году он начал работу над романом «Белая гвардия». Днем он писал фельетоны для «Гудка», вечерами трудился над произведением.

  

Летом 1923 года Булгаков написал «Дьяволиаду» — повесть о делопроизводителе Короткове, которого свела с ума советская бюрократия. Произведение опубликовали в 1924 году журнале «Недра». Вскоре Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей.

  

МХАТ и служба драматургом: осенью 1926 года прошли сразу две премьеры Булгаковских пьес. 5 октября в МХАТе сыграли «Дни Турбиных», а 28-го в Театре имени Вахтангова состоялась премьера «Зойкиной квартиры». «Дни Турбиных» за первый месяц показали 13 раз, и все время в зале был аншлаг. Так же популярна была и «Зойкина квартира».

  

В 1932 году Булгаков развелся со второй женой и в этот же год женился на Елене Шиловской. Она была замужем за высокопоставленным чиновником, когда ее отношения с Булгаковым открылись, супруг Шиловской отказался давать развод и запретил видеться с писателем.

  

Однако спустя год он сдался и разрешил жене уехать. Шиловская помогала Булгакову во всем: печатала под диктовку произведения, вела все его дела.

  

В 1933 году Булгаков вернулся к «Роману о дьяволе». Он долго подбирал название: роман назывался то «Консультант с копытом», то «Копыто инженера», то «Гастроль Воланда». В первом, сожженном варианте Мастера и Маргариты не было вообще: герои появились уже во второй версии. Прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Тогда же история Иешуа и Понтия Пилата из главной линии романа превратилась в сочинение Мастера.

  

Во время работы над «Мастером и Маргаритой» писатель делал выписки из богословских трудов, энциклопедических словарей и философских учений. Тетради были поделены на темы: «О дьяволе», «Иисус Христос», «О боге».

  

«Мастер и Маргарита» считается одним из самых загадочных произведений, рассматривать которое стоит в русле магического реализма. Суть этого литературного направления в наделении фантастического и мистического чертами реального. Фантазийное всегда легче воспринимается читателями разных возрастов, они находят в книге нечто интересное для себя. Литературные критики со всего мира уже полвека пытаются разгадать тайну, заложенную автором.

  

К 1938 году роман был готов, однако править его Булгаков продолжал до своей смерти.

  

Осенью 1939 года писатель серьезно заболел. В феврале 1940-го он продиктовал последние правки к роману «Мастер и Маргарита». 10 марта того же года писатель скончался. Его тело кремировали, а прах захоронили на Новодевичьем кладбище.

  

Больше двадцати лет роман пролежал «в столе», и вот 1966 год. После публикации фрагмента романа журнал «Москва» становится лучшим журналом года. В начале 67 года публикация продолжается — хотя, роман был опубликован вовсе не весь: цензор славно поработал своими ножницами.

Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году: издательство «YMCA-Press», Париж.

Редакция журнала «WOSK1147» специально для наших читателей:

15 мая 2004 года был открыт первый в Москве музей, посвященный творчеству выдающегося писателя Михаила Булгакова - музей-театр «Булгаковский дом».

  

Адрес музея знаком каждому, кто увлечен творчеством писателя: Большая Садовая, 10, на первом этаже того самого дома, где Михаил Афанасьевич Булгаков впервые поселился в Москве.

  

Теперь это многомодульное пространство, сочетающее в себе музей, театр имени Михаила Булгакова и культурный центр, посвященный жизни и творчеству писателя. Здесь посетители могут побывать на булгаковедческих и москвоведческих экскурсиях, раскрывающих как секреты произведений Булгакова, так и особенности его эпохи.

  

Три зала музея и аутентичный буфет «302-БИС» – это вся история жизни и творчества Булгакова, воплощенная в атмосфере и экспонатах как постоянной, так и временных экспозиций. От киевского периода до становления Булгакова-драматурга – все это раскрывают перед посетителями вещи писателя и его семьи, документы и фотографии, иллюстрации и барельефы. В музее работает уникальная электронная экспозиция, в которой представлено более 500 единиц писем, документов, фотографий о жизни и творчестве Михаила Булгакова, отрывков фильмов и театральных постановок по произведениям писателя.

  

Однако в этом музее не принято просто почтительно изучать экспонаты: каждый желающий может позвонить булгаковским героям по телефонам начала XX века, увидеть голову Берлиоза под колесами трамвая и выпить чай в буфете «302-БИС».

  

Не так давно, в 2017 году, у Булгаковского дома появился особенный сотрудник музея - черный кот породы мейнкун, конечно же, по кличке Бегемот.

  

Атмосфера, которая царит в музее, заставляет каждого приходящего задуматься о главном. Собственно, как и все произведения Мастера - самого Булгакова. Михаил Афанасьевич был одним из немногих писателей, кто умел развить у читателя критическое мышление: где есть зло, а где добро?

  

Каждый читатель находит что-то свое в произведениях Михаила Афанасьевича, что-то очень личное и значимое. Кто-то находит ответы на вопросы, а кто-то наоборот начинает собственный монолог, отвечая на вопросы, которые проявились после знакомства с произведениями.

  

Но одно можем сказать совершенно точно: творчество Михаила Афанасьевича Булгакова, музей-театр «Булгаковский дом» - великое наследие русской литературы и драматургии.