Индустрия моды и искусство кинематографии – союз, благословленный на небесах.
Этот союз подарил немало культовых образов и новых модных направлений.
Стал одной из самых актуальных тем для лекций от мировых историков моды и послужил отождествлением для имиджмейкеров при формировании двенадцати архетипов стиля.
Редакция журнала «WOSK1147» подготовила для вас гайд, в котором подробно рассказала о легендарных направлениях моды в кинематографе XX и XXI веков, об архетипах, сформированных благодаря союзу индустрии моды и искусства кинематографа, а также собрала топ пять фильмов, которые вдохновят вас на модный переворот!
Не заметить влияние моды на образ героев в кино, на сегодняшний день, - невозможно. Однако так было не всегда.
Роль кинематографа, в создании новых образов и новых эталонов красоты, особенно сильно проявилась только в 30-х годах XX века.
Тогда начал формироваться институт звезд кино, которым подражали миллионы зрителей.
Например, немому кино мы обязаны распространением декоративной косметики в нашей повседневной жизни.
Отсутствие звука заставляла актеров на экране утрировать мимику, подчеркивая ее тяжелым театральным гримом.
Именно в Голливуде, эмигрант из России Макс Фактор начал производство декоративной косметики для киносъемок.
Благодаря культовым образам главных героев, костюм становится необходимым компонентом в создании персонажа на экране, ему надлежит охарактеризовать роль, рассказать историю его обладателя, указать на его принадлежность к определенному сословию, финансовое состояние, возраст, темперамент - одним словом, визуально передать все то, что написано в сценарии. Костюм на экране перестал быть просто платьем, а приобрел важнейшую роль средства коммуникации..
Вначале, актеры и актрисы сами составляли гардероб для своих ролей, заказывая костюмы портным, у которых одевались и в жизни. Так, например, знаменитый образ клошара, родился у Чарли Чаплин, совершенно, случайно: на складе киностудии нашлись штаны, оказавшиеся очень широкими, к ним присовокупили узкий пиджак и ботинки огромного размера. Чаплин посмотрел на себя в зеркало и неожиданно для себя самого нашел собственный персонаж.
Звезда немого кино - Лилиан Гиш, в фильме «Рождение нации», надевала костюмы, сшитые дома ее матерью.
Но вот уже с 35-х годов продюсеры поняли необходимость профессионального подхода к костюмам и у каждой киностудии появились костюмерные отделы с художниками, закройщиками, портными и модистками.
Так начали создавать популярные в то время женские образы наивной девушки и фатальной эмансипированной женщины: их прически, макияж, платья - массово копировались американскими женщинами. Голливуд превратился в законодателя моды, и многие американские универмаги стали открывать, так называемые, отделы кино, где можно было купить по доступным ценам копии платьев героинь популярных фильмов.
Родилась целая сеть магазинов «Cinema Fashion», насчитывавшая около одной тысячи торговых точек по всей стране. Появились специализированные магазины: «Hollywood Fashion»; «Cinema Shop» - эти магазины покупали лицензию на репродукцию моделей, выпуская их в продажу после выхода фильма на экран.
Это служило дополнительной рекламой для актрис и значительно способствовало росту их популярности.
Счастливым союзом в истории кино был многолетний творческий союз Одри Хепберн и парижского кутюрье Юбера Живанши.
Пояс-цепь зародился у звезд еще в 90-е, но окреп именно с наступлением нулевых. Эти аксессуары селебрити добавляли к джинсам или брюкам, украшая самую привлекательную часть тела по меркам того времени - обнаженную талию.
Безусловно, говоря о нашем времени, мы советуем обратить внимание на металлические пяса-цепи, например, в стиле Chanel – такой аксессуар будет смотреться более презентабельно, внося в образ стилистику «Old money», также, не можем не упомянуть то, что винтажные украшения, вновь, набирают популярность, вызывая ажиотаж.
Именно он создал для молодой актрисы изысканно-простой стиль, которому до сих пор многие подражают. Обманчиво-простой стиль, который с тех пор не выходит из моды.
Сегодня актуальны темные очки «Ray Ban»и маленькое черное платье из картины «Завтрак у Тиффани».
Да и сама стройная фигура Одри Хепберн, при росте 169 сантиметров она весила 40 кг, стала новым эталоном красоты, окончательно вытеснив фигуристых звезд 50-х годов. Спустя десятилетие иконы стиля становятся более гуманными…
Показателен в этом смысле стиль Брижит Бардо, которая не любила кутюр и предпочитала одеваться в ситцевые платья. Когда однажды Коко Шанель предложила ее одеть для очередного фильма, - Брижит резко отвергла на эту идею, заявив, что: «Кутюр - это для бабушек».
С годами изменились и отношения между кутюрье и звездами.
Сегодня, в отличие от Живанши и специально созданные туалеты для Одри Хепберн, - одежда, как правило, берется напрокат из коллекции того или иного дизайнера.
К счастью, бывают и исключения, как например: костюмы Жана Поля Готье - для фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена, и ее любовник».
Костюмы дизайнера, хоть и отражали присущий его коллекциям стиль, но были специально задуманы для фильма.
Отечественный кинематограф, также, не стал исключением!
Легендарные фильмы режиссеров Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая стали всеми любимыми не только благодаря жизненным сюжетам, - немалый вклад был вложен и главными героинями, которые произвели неизгладимое впечатление на зрителей.
«Служебный роман»
Начнем, безусловно, с «нашей мымры» - кто же не знает о коричневом костюме Прокофьи Людмиловны, который был настолько же утрированным, как и серьезность главной героини.
Кстати, если пересмотреть фильм сегодня, то с точки зрения современной моды и актуальных тенденций, образ Людмилы Прокофьевны, до преображения, в культовой стилистике «casual, более интересный, чем ее знаменитое платье в клеточку в финальных сценах фильма, однако, именно это платье взбудоражило сердца советских женщин.
Над созданием «всеобщей мечты» работал великий российский кутюрье – Вячеслав Зайцев.
«Ирония судьбы, или с легким паром!»
Следующий, по своей актуальности, образ – бежевое платье учительницы Наденьки в преддверии боя курантов в новогоднюю ночь.
Учительница Надя из Ленинграда одевалась скромно, но со вкусом. Сегодня праздничное платье героини Барбары Брыльской может показаться скучным и немодным, но после выхода фильма советские женщины были готовы на все, ради выкройки и плотного крепа, чтобы сшить наряд, как у Наденьки.
Есть легенда, что сама Брыльская, выбранное для ее героини платье, не оценила и сниматься в нем категорически не хотела, но данная модель платья, а также приятный карамельный оттенок, сейчас, может напомнить нам платья в стилистике «Old Celine».
«Иван Васильевич меняет профессию»
Образы актрисы Зиночки смотрелись не только роскошно, но и немного вызывающе, особенно на контрасте с клетчатой рубашкой и халатом ее экранного супруга - Шурика..
Костюмы героини Натальи Селезневой создавал, конечно же, модельер Слав Зайцев.
Красное платье-рубашка на пуговицах, в котором Зиночка поет знаменитую песню «Звенит январская вьюга», стало одним из самых смелых нарядов советского кино, а белые брючные костюмы еще долго отшивались портнихами ателье индивидуального пошива.
Таким образом, мы можем отследить взаимосвязь моды и кино, но, все же, большее влияние оказывали архетипы стиля главных героинь.
За наглядным примером предлагаем обратиться к современному кинематографу: фильм «Disney», который стал главным инфоповодом в 2021 году – «Круэлла».
События разворачиваются в Лондоне в начале 70-х годов прошлого века.
Юная мошенница по имени Эстелла начинает карьеру в лондонском «Liberty» - место силы всех дизайнеров и фешенистов, однако, благодаря своему таланту и изощренности ума, Эстелла создает собственный модный дом, выступая в роли кутюрье под псевдонимом «Круэлла».
Главным оппонентом Круэллы выступает Баронесса фон Хельман – именитый fashion-дизайнер, чьи аккуратные, слегка устаревшие асимметричные скульптурные силуэты это собирательный образ коллекций «Dior» и «Balenciaga» 1950-1960-х годов.
Стиль этой героини демонстрирует нам архетип «Правитель»: натуральные ткани, лаконичные и строгие силуэты, преобладание сегмента «Lux», массивные ювелирные изделия – все это мы можем наблюдать в каждом образе Баронессы.
Тогда как сама Круэлла – отождествление эпохи волны пан-рока, духа бунтарства и эпатажа. Любое появление Круэллы - это анархический перформанс, симбиоз моды и современного искусства. .
Она штурмует Лондон в облегающем жакете с массивными военными орденами и эполетами, собранными из сотен маленьких фигурок, в огромной юбке, которой можно целиком покрыть автомобиль. Она приезжает на приемы на мотоцикле, в графичном кожаном жакете, с надписью «FUTURE» на лице.
Архетипом Круэллы является архетип «Бунтарь»: эпатаж, агрессивные оттенки, уход от общепринятых норм и брошенный вызов.
Благодаря кинематографу появились и вспомогательные термины:
Архетип в одежде - создание уникального гардероба и составление образов на основе психологического типа личности. Применяется, как способ создания собственного имиджа и как инструмент, для управления реакциями и впечатлениями архетип бренда - определяет, как будет выглядеть бренд в глазах потребителей, выстраивать коммуникацию и формировать корпоративную культуру.
Она штурмует Лондон в облегающем жакете с массивными военными орденами и эполетами, собранными из сотен маленьких фигурок, в огромной юбке, которой можно целиком покрыть автомобиль. Она приезжает на приемы на мотоцикле, в графичном кожаном жакете, с надписью «FUTURE» на лице.
Итак, эти знания будут необходимы вам при формировании собственного имиджа, подчеркивающего вашу индивидуальность и являясь лучшей самопрезентацией!
Без вдохновения мы вас не оставим – топ пять фильмов от редакции журнала «WOSK1147», которые помогут вам определить ваш архетип и настроят вас на волну модного переворота:
«Завтрак у Тиффани» 1961
«Фотоувлечение» 1966.
«Высокая мода» 1994
«Дьявол носит Prada» 2006
«Эскобар» 2017