культура

Неорусский стиль, как понимание славянского этноса

 Культурное наследие славянского этноса - многогранная сублимация духовенства, традиций и быта народа. На протяжении многих веков летописи и сказания, сложенные из жизни людей, были главным источником вдохновения для людей искусства, создающих артефакты.

 Одним из таких артефактов искусства является неорусский стиль, отождествляющий культурное наследие русского народа.

Вклад в возрождение русских традиций в искусстве конца XIX - начала XX века внес выдающийся русский художник Виктор Васнецов, став основоположник «Неорусского стиля» в живописи, являющимся переходным между передвижническим реализмом и более поздним модерном. Его искусство, жизненный путь привели к созданию уникального национального направления, в котором отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества того времени. Новое направление в области изобразительного искусства, начатое Васнецовым и продолженное в произведениях русских художников, основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота и поэтичность образа.

Васнецов великолепно иллюстрировал русские народные сказки, Именно тогда, в конце XIX - начале XX веков в России стало просыпаться национальное самосознание среди творческой интеллигенции и простого народа: людям стала интересна жизнь допетровской Руси, народные традиции и фольклор, которые в творческой обработке многих талантливых художников и писателей получили «вторую жизнь».

О нём, писавшим великолепные картины на тему русской старины и фольклора, редакция журнала WOSK1147 расскажет сегодня.

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи - его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов.

Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии - Кировская область, в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем - в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно - в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга - художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».

В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра - «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской Василия Поленова Васнецов и набросал эскиз картины «Богатыри».

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен - «После побоища Игоря Святославича с половцами» - экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Новым увлечением Васнецова стала архитектура, тогда-то и зародился неорусский стиль: увлечение Васнецовым архитектурой было глубоким и серьезным. Первые признаки нового понимания национальной архитектурной эстетики связаны с деятельностью Абрамцевского художественного содружества. В мамонтовском кружке появились многие творческие начинания мастера, раскрывшие его подлинный универсализм. В Абрамцеве Васнецов «впервые почувствовал сладость архитектурного творчества» и первым архитектурным опытом художника становится проект усадебного храма во имя Спаса Нерукотворного. Примечательно, что рождение нового стиля началось с храмового строительства.

Поленовский проект был детально доработан Васнецовым, и храм 1881 года, освящен в июле 1882 года, стал обладать стилистическими признаками того, что будет названо неорусским стилем. Массивный кубический объем трехапсидного храма с мощными контрфорсами, приземистым куполом приобрел «большую уравновешенность, мягкость, пластичность, изысканную рафинированность линий и деталей». Осмысление Васнецовым древнерусского каменного зодчества XII–XIII веков строилось на видении архитектуры в целом: ясность, простота объемов при выразительности силуэта. Мастер на первом опыте понял, что внесение в архитектуру мотивов, взятых с предметов прикладного искусства, показывает в строителе отсутствие чувства масштаба: в проекте всегда главной частью останутся архитектурные массы, а не внешняя облицовка и декор.

Сам художник сравнивал возведение храма с «художественным порывом мастеров Средних веков и Возрождения».

Лаконичный белокаменный храм со звонницей, очевидно, отличался от одновременно появлявшихся сооружений в рамках эклектики или реплик конкретных средневековых образцов. Поднявшийся храм стал играть важную композиционную роль в планировочной структуре усадьбы. Начинала рождаться васнецовская мечта о «русском ренессансе», а сам Васнецов - «истинный отец того течения в архитектуре, которое найдет свое наиболее яркое выражение в искусстве», напишет в 1926 году Игорь Грабарь, вспоминая этот этапный памятник.

Примечательно, что свой опыт архитектора Васнецов проецирует на живопись. Подобный спроецированный храм появляется в композиции «Спящая царевна», над которой художник тогда работал. Так образно-метафорично, сквозь призму сказки воссоздавался Васнецовым идиллический образ древнерусского мира - Святая Русь.

Особенной работой Васнецова стали эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни - он посвятил ей около 11 лет.

Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Картины Васнецова в наши дни представлены в Третьяковской галерее в Москве: «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич» - чудесный мир русских сказок, оживающий в полотнах Васнецова. Меняются эпохи, мода на искусство, а творчество Васнецова вневременное и вечное, неподвластное скоротечным художественным и модным направлениям.

Остался в прошлом соцреализм, абстракционизм уже не кажется новаторским, а картины Васнецова восхищают детей и взрослых, дарят радость и понимание всего величия русского этноса.