История русского народного костюма.
Мировое наследие народных колоритов велико и разнообразно!
Каждая страна, по-своему, уникальна и самобытна, исторический уклад жизни того или иного народа, способствовал развитию культуры, в том числе и культуры стиля.
Великие кутюрье прошлого столетия и именитые дизайнеры нашего времени черпают вдохновение на страницах книг с фольклорными произведениями, в которых особенным элементом являются иллюстрации.
Немалый вклад был внесен русским колоритом в историю мировой fashion-индустрии: русский народный костюм послужил эталоном для создания истинных шедевров высокой моды.
Новомодная тенденция, покорившая мировые подиумы: couture, в ДНК которого интегрированы элементы национальной одежды.
Пьер Карден, Карл Лагерфельд, Джон Гальяно - каждый из них, в разное время, обращался к элементам русского стиля при создании своих культовых коллекций.
Коллекция дома «DIOR» 2021 год:
Ярким инфоповодом в мировой fashion-индустрии стала и недавняя фотосессия дома моды «DIOR» : «Ледяное царство» - белоснежные кружева на фоне берез в серебряном снегу – русская зима, действительно, сказочна.
Русский народный костюм вдохновляет не только западных кутюрье - современные российские дизайнеры, также, выражают свое восхищение культуре России, создавая коллекции, в которых отражаются многовековое искусство и ремесленничество.
Одним из таких брендов является российский бренд дизайнерской одежды – «POLONE» .
«Одежда с русской душой» - слоган бренда, который полностью соответствует философии и концепции «POLONE», воспевающих красоту и величие русского народного костюма.
«POLONE» on WOSK1147: wosk1147.ru
Редакция журнала «WOSK1147» расскажет историю создания русского народного костюма, о главных его особенностях и о масштабной реформе русского стиля.
Первое упоминание русского народного костюма приходится на XII век.
Самобытный и необычный - в нем выражается стремление русского человека к эстетическому началу и духовному росту.
Русская национальная одежда относилась к византийскому типу.
Для защиты национальной самобытности 6 августа 1675 года был издан указ, согласно которому, запрещалось ношение одежды иностранного образца, однако, в XVII веке, Петр Великий проводит главную реформу в русском народном стиле, тем самым создавая первоначальную русскую моду, он издает новый указ, в котором был наложен запрет на ношение народного костюма старого образца, всем, кроме: монахов; священников и крестьян, - так в моду было введено венгерское платье, верхне-саксонское и французское, а камзол и нижнее бельё - немецкие. Женщины, также, должны были носить немецкое платье.
Феноменом моды является и то, что русский костюм был достаточно инертным и подверженным к различным измерениям: основными факторами, влияющими на изменение были традиции тех или иных регионов, например: северный и южный.
Северный - традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, шубы из натурального меха и телогрейки.
Южный - традиционная казачья культура. Женщины носили не сарафаны, а поневы - это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты.
Также, немаловажным фактором было и то, к какому сословию относится человек, так узоры на костюме дворян не могли встретиться на вышитой рубашке крестьянина.
Многогранность развитой культуры ремесленничества, безусловно, повлияла на визуальную составляющую национальной одежды: ткацкое ремесло; искусство вышивки; вязальное ремесло, искусство изготовления кружев; ювелирное искусство - многие элементы костюмов украшались пуговицами из серебра и золота, а кокошники - драгоценными камнями.
«Душа на распашку» - отличительной особенность русской национальной одежды является ее специфический крой: на распашную, то есть застегивающуюся на пуговицы или крючки.
Женский народный костюм обладал роскошью убранства и восхитительной красотой - русские женщины, во все века, были олицетворением изящества и объектами любования. .
Традиционным одеянием женщин являлись: сарафаны, рубахи, - также, обязательной деталью был головной убор..
Сарафан - женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов.
Существуют следующие костюмные традиции, сохранившие определенный крой:
Прямой с лифом на кокетке; прямой с лифом; косоклинный с широкой пышной юбкой; туникообразный; прямой - юбка которого, представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа.
Ткани для создания сарафанов выбирались из хлопка, льна, ситца, в холодный период - шерсть.
Цвета, которым отдавали предпочтение при создании народных костюмов: белый, черный, коричневый, желтый, бурый и, конечно же, красный.
Сарафаны декорировались вышивкой, кружевами, различной фурнитурой, золотыми и серебряными нитями, жемчугом и драгоценными камнями.
Рубаха - элемент женской одежды, который носили под сарафаном.
Ткани из которых шили рубахи могли многое рассказать о сословии их обладательницы, например: знать шила рубахи из парчи или шелка, - такие рубахи были богато украшены.
Цвета рубах выбирались под сарафан, преимущественно, это были светлые оттенки.