История русского кутюра
Великолепие дворцов, фамильные бриллианты, праздничность одеяний - роскошь, присущая русскому couture XVIII века, которая находит свое отражение в вдохновении модельеров начала XX столетия, плавно перетекая в историю современной fashion-индустрии.
Редакция журнала «WOSK1147» предлагает совершить совместное путешествие в мир высокой моды: от начала Бриллиантового века до имен тех, с кем ассоциируется русский couture.
XVIII век - эпоха пышных балов, маскарадов с метаморфозами и иных торжеств.
Россией правит Елизавета Петровна Романова.
О гардеробе императрицы всея Руси, по сегодняшний день, слагаются легенды, а количество нарядов Елизаветы Петровны исчисляется тысячами.
Главной страстью императрицы были власть и правление, душа императрицы принадлежала празднествам, но сердце и любовь, всецело, были отданы моде…
Императрица Елизавета Петровна была истинной патриоткой: на церемонию вступления на престол, в 1742 году, дочь Петра Великого - Елизавета, для пошива коронационного платья, выбрала не французскую узорчатую парчу, а гладкую серебряную, российского производства, и приказала все ткани приобретать только на российских фабриках, тем самым, продолжив модные реформы своего отца. Императрица отдавала свое предпочтение светлым тонам, голубоватому атласу и серебряной парче.
С 1742 года все коронационные дамские платья в России шились только из гладкой серебряной парчи, украшались серебряными кистями на витых шнурах, а с конца XVIII века - вышивкой серебром с использованием серебряных блесток и фольги.
Увеселения Елизаветы Петровны были королевского масштаба: званые ужины; выезды на охоту; театральные премьеры; маскарады - любовь к праздному образу жизни послужила созданию царского гардероба: два сундука чулок, несколько тысяч пар туфель, огромное количество тканей, лент и 15 тысяч платьев, по подсчетам реестра, оставила после себя императрица, закрепив за собой титул главной модницы Бриллиантового века.
Этого наследия хватило вплоть до царствования Александра I, более 50 лет одежду и ткани, накопленные Елизаветой Петровной, использовали и перешивали для каруселей, маскарадов, спектаклей и балетов, а так же использовали для украшения церквей и пошива церковных одежд.
Но, именно любовь к роскоши, присущая Елизавете Петровне, заложила ту основу российской придворной жизни, благодаря которой иностранные послы, сотни лет спустя, восхищались богатству и великолепию императорского двора.
Ныне, сохранившиеся наряды императрицы Елизаветы Романовой, находятся в Москве: в музее Кремля.
Однако, коллекция Елизаветы Романовой далеко не единственная коллекция, вдохновляющая людей богемы, великих кутюрье и современных дизайнеров, на создание произведений искусства в fashion-индустрии – частная коллекция историка моды Александра Васильева заслуживает отдельного внимания:
«В мою эпоху оставалось еще очень много костюмов в запасниках МХАТа.
Надежда Ламанова создавала уникальные наряды, была ориенталисткой в эпоху Поля Пуаре, делала много стеклярусных, бисерных вещей.» - о своей коллекции сам Александр Васильев.
Надежда Ламанова создавала платья и костюмы, которые, по прошествии лет, стали достоянием и бесценным наследием русского кутюра.
Она была не только законодателем моды того времени, - кутюрье императорской семьи и легенда, чье имя навсегда вписано в историю русской моды.
В 1898 году Надежда Ламанова получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны, а в 1904 стала и поставщиком и самого двора Ее Императорского Величества.
В коллекции музея Эрмитаж хранятся роскошные и элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой..
Свою коллекцию Александр Васильев собирал на протяжении 10 лет: каждое платье - неповторимая история его обладательницы, связанная с той или иной эпохой, а также событием, по случаю которого было создано платье.
Частная коллекция Александра Александровича путешествует по всему миру - выставка «Модный век» имеет большую ценность не только для коллекционера, но и для девушек, избравших путь фешенисток.
В общей сложности коллекция насчитывает 106 силуэтов и более 380 аксессуаров.
Русский couture наших дней
Говоря о выдающихся кутюрье современности, невозможно не упомянуть Ульяну Сергеенко.
Ульяна Сергеенко - российский модельер и основатель одноименного дома моды – «Ulyana Sergeenko».
«A la Russe» … За рубежом Ульяну Сергеенко именуют не иначе как «Matreshka» или «Babushka» - в ее нарядах были замечены: Анна Делло Руссо, Lady Gaga, Ким Кардашьян, Дита фон Тиз и супруга катарского шейха Моза бинт Насер аль-Миснед.
Первый дебют в Париже в 2012 году и головокружительный успех!
Один из самых узнаваемых ДНК: косы, талии-рюмочки, сложные вышивки, расписные косынки, меха, рукава-фонарики, шали, полупрозрачные ткани - узнаваемые детали русского стиля и модного дома «Ulyana Sergeenko».
Коллекция от «Ulyana Sergeenko» - «Haute Couture SS 2022» произвела фурор!
Использовалось Елецкое кружево и хрусталь с фабрики Акима Мальцова из Гусь-Хрустального.
Над каждым платьем работали 10 мастериц: каждый кристалл был заключён в серебряное обрамление.
Изысканное мерцание и игра переливов создают сияние, подобное бриллиантовым украшениям Елизаветы Романовой, роскошное сочетание кружева и вышивки – отожествление произведений искусства высокой моды, созданных Надеждой Ламановой для императорской семьи – мода циклична, а это значит - вечна, как и многовековые традиции русского народного костюма.